Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Духовщинский районный историко-художественный музей»
Версия для слабовидящих

ноябрь

                                                                                                                                         10 ноября в г. Духовщине, в кинотеатре "Заря" для духовщинских школьников прошла демонстрация художественного фильма "Катя - Катя". Сюжет фильма охватывает события, происходившие в Москве в 1942 году.
Перед киносеансом мы представили вниманию ребят лекцию "Битва за Москву", рассказывающую о тяжелейших и героических страницах этой битвы, её итогах и значении. 

10 ноября в Духовщинской центральной районной библиотеке прошли ежегодные потёмкинские чтения, посвящённые нашему знаменитому земляку Григорию Александровичу Потёмкину. Директор нашего музея В.И. Берёзкин выступил перед собравшимися с лекцией о роли Г.А. Потёмкина в присоединении Крыма к России.

 


РУБЕЛЬ.
Истории из бабушкиного сундука.

Что только не использовали в старину для того, что бы избавить постиранное белье от заломов: и железные кружки, стеклянные шары или бутылки, заполненные кипятком; и катки, состоящие из трех соединенных друг с другом валиков с ребрами, и железную сковороду с деревянной ручкой, наполненную раскаленными углями или горячей водой. Всеми этими предметами водили по одежде и разглаживали ткань.
Первые чугунные утюги появились во время Смутного времени и они были баснословно дороги. Однако, чаще на Руси женщины бельё не гладили — его разминали и раскатывали до тех пор, пока оно не становилось мягким. Для этого и использовали предмет, без которого не обходилось ни одно деревенское хозяйство: рубель.
Рубель (рубиха, ребак, качулка рубчатая) — деревянная доска с вырубленными поперечными желобками.
Не трудно догадаться, что название рубель произошло от слова «рубить». Он появился на Руси семь веков назад, и вышел из обихода только во второй четверти XX века. Этот предмет в разных уголках страны называли также: пральник, раскака, рубчатая качулка, гранчак, катальная палка.
Выстиранную и высушенную вещь (бельё, одежду, скатерть или полотенце) складывали в несколько слоёв и аккуратно плотно наматывали на специальный валик-каток. Если в хозяйстве не было такого валика — в ход шла обычная скалка для раскатывания теста. В итоге должен был образоваться тугой, плотный и без складок свёрток.
Рубель клали сверху и от края стола и прокатывали по свёртку вперёд с максимально сильным нажимом. Ребристая поверхность рубеля разминала жёсткую и грубую ткань и разглаживала «морщины». Из белья выжимались остатки воды, и после достаточно продолжительного катания оно становилось ровным, гладким, как после обработки паром. Белье приобретало такой свежий и опрятный вид, что скрывались мелкие дефекты от стирки (катышки, неровности, мелкий мусор). Раскатанное таким способом бельё становилось мягким и белоснежный. А сам процесс нашёл у народа воплощение в пословице: «Не мытьём, так катаньем!» (добиться чистоты белья не мытьём, так катаньем).
Изготовить рубель для любого деревенского жителя было делом не хитрым. Инструменты использовали обычные, имеющиеся в любом хозяйстве — пила, топор, стамеска и напильник. А рабочим материалом, как правило, выступала древесина твёрдых лиственных пород- дуба, клёна, рябины, бука или берёзы. Порой рукоятку делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании и отгоняли злых духов. Таким образом, искусно сделанный инструмент для глажки служил кроме всего прочего оберегом дома и домочадцев.
Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. В отличие от бытовых рубелей, музыкальные в одной из боковых торцевых сторон имели высверленную полость (не сквозную). Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.


30 ноября у нас в гостях побывали члены клуба "Золотой возраст". Для наших гостей мы провели обзорную экскурсию по залам музея и показали документальный фильм о нашем выдающемся земляке, путешественнике, исследователе Центральной Азии Петре Кузьмиче Козлове. ‼


 

МБУК «Духовщинский районный историко-художественный музей»

Тел.: +7 (48166) 4-19-31
E-mail: duhmus@bk.ru


Берёзкин Виктор Иванович  директор Духовщинского историко-художественного музея 


АНОНСЫ мероприятий и выставок

с 15 декабря у нас открыта выставка  смоленского художника Н.Н. Варфоломеева

Приглашаем всех желающих.


 

 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Духовщинский районный историко-художественный музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика webvisor:true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true}); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = (d.location.protocol == "https:" ? "https:" : "http:") + "//mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

216200, Смоленская область, г.Духовщина, ул.Бугаева, д.47/52
Телефон: +7 (48166) 4-19-31
E-mail: duhmus@bk.ru